Habar New (habarnew) wrote,
Habar New
habarnew

Category:

Интересные детали открываются.

dvugl_kreiser_01
Интересные детали открываются иногда, при просмотре иностранных архивов и изучении работ наших авторов.

Конструктор Н.Л. Духов и его школа, Челябинск, Южно-Уральское издательство. 2004.Выдержки из книги:
"30 ноября 1939 года началась Советско-финляндская война . Войска Ленинградского военного округа под командованием командарма 2-го ранга К.А. Мерецкова получили задачу ликвидировать военный плацдарм на Карельском перешейке. В этих условиях командование решило испытать новые боевые машины с противоснарядным бронированием непосредственно в боевой обстановке. На Карельский перешеек были доставлены танки, проходившие испытания под Москвой - двухбашенный танк Т-100 и оба кировских танка - СМК и КВ . ...Для проверки боевых качеств новых танков был выбран достаточно трудный участок фронта. Передовые рубежи проходили между озером Суммаярви и незамерзающим болотом Сунасуо. Слева на высоте находился вражеский замаскированный дот, вооруженный 37-мм пушками "бо-форс" и пулеметами. Дот прикрывали две траншеи, противотанковый ров и несколько рядов проволочных заграждений. Гранитные противотанковые надолбы стояли в четыре ряда. Танк СМК должен был вместе с танками Т- 100 и KB атаковать вражеские укрепления и овладеть высотой, на которой виднелась наблюдательная башня дота "Великан", видимо служившего командно-наблюдательным пунктом. За действиями трех опытных танков наблюдали командующий Северо-Западным фронтом командарм 1-го ранга С. К. Тимошенко, командующий войсками Ленинградского военного округа командарм 2-го ранга К. А. Мерецков и секретарь Ленинградского обкома ВКП(б) , член Военного совета фронта А. А. Жданов.
"Бой был жуткий - рассказывает выполнявший обязанности заряжающего на танке СМК моторист А. П. Куницын . - Машина наша, такая толстокожая, совершенно непробиваемая. Но количество снарядных попаданий, в основном мелкокалиберной артиллерии, мы получили по СМК десятка полтора. После боя вернулись на исходные позиции. На другой день атака повторялась дважды, мы вернулись на исходные позиции, но вскоре получили приказ помочь нашим частям, которые прорвались в район Суммы. Снарядили нашу "флагманскую" машину СМК КВ и Т-100. Колонной мы пошли вперед. При этом вели огонь по дотам.
Финны, надо сказать, применяли всякие каверзные методы борьбы: подвесные мины, разные ловушки из посторонних предметов, завалы на дорогах..." Танк СМК двигался в голове танковой колонны и в этом повторном бою довольно долго находился под обстрелом. После одного из попаданий заклинило главную орудийную башню, и пушка умолкла. Танк к тому времени уже вышел на дорогу. У развилки Кямери-Выборг водитель не заметил груду ящиков и, видимо, наехал на один из них. Раздался сильный грохот, бурым дымом заволокло все вокруг. Танк остановился. Дождавшись, когда дым рассеется, старший лейтенант Петин вышел из танка и осмотрел подбитую машину. СМК стоял у большой воронки. Взрывом мины или заложенного здесь фугаса повредило ленивец и гусеницу, сорвало болты трансмиссии. Вышло из строя электрооборудование, прогнулось днище корпуса машины. Стоял сорокаградусный мороз, но снег вокруг танка от взрыва почти полностью растаял...
К вечеру, когда утих бой у дота "Великан", к подбитой машине на Т-28 подъехала эвакуационная группа во главе с лейтенантом Тороповым. Старший лейтенант Петин вывел свой экипаж из поврежденной машины. На ближайшей лесной опушке танкистов-испытателей встретил комкор Д. Г. Павлов . Он принял рапорт старшего лейтенанта Петина и, внимательно выслушав рассказы всех танкистов, сказал:
- Сам видел с наблюдательного пункта, как вы лихо дрались. Всех представляю к наградам.
Известно, что и финны пытались буксировать танк СМК, но наша артиллерия поставила вокруг поврежденной машины плотный артиллерийский заслон и воспрепятствовала работам противника. Опытный двухбашенный тяжелый танк СМК оставался в воронке до окончания Советско-финляндской войны. Его удалось сдвинуть с места только с помощью шести танков Т-28. Машину отбуксировали к железнодорожной платформе на станции Перки-ярви. Но там выяснилось, что его нечем погрузить на железнодорожную платформу. Пришлось разобрать машину на части, грузить каждую отдельно и в таком виде отправлять на завод для дальнейших исследований."
И вот просматривая недавно архивные фото с финского сайта обнаружил эту подборку http://sa-kuva.fi/neo?tem=webneoeng#
Среди фотографий обнаружился давно опубликованный без указания источника снимок.

164026_r500

Брошенный СМК, рядом с которым спокойно ходят финские солдаты.И судя по стоящему рядом Т-28,пытаются отбуксировать подбитый советский танк.Притом никакого противодействия с советской стороны.Видно не оказалось рядом нужного количества трофейных Т-28,для буксировки, а финны отбуксировали себе другие трофеи,благо танков наших в округе было потеряно не мало.

164027_r500

Советские танки подбитые или брошенные из-за технических неполадок в районе Talvisota .

164024_r500
164025_r500


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments