Habar New (habarnew) wrote,
Habar New
habarnew

Categories:

Подводные лодки в водах Амура.Сделано в Хабаровске.

Щука mage002

Дальневосточники давно привыкли ,что Хабаровский край является одним из центров строительства подводных лодок в нашей стране. Пик строительства пришелся на 70-80 годы прошлого века. Выпущенные в Комсомольске-на-Амуре подлодки до сих пор стоят на вооружении Тихоокеанского флота.

Но мало кто знает, что подлодки собирали и в Хабаровске, на заводе имени Кирова в 30-х годах прошлого века. Собирали в тяжелых условиях строительства, становления самого завода.

(Немного об становлении завода тут http://habarnew.livejournal.com/34629.html)

История постройки подлодок в Хабаровске такова:

В декабре 1931 года было принято решение о постройке для Дальнего Востока 12 подлодок типа «Щ».Этим решением предлагалось к 1 ноября 1932 предъявить к испытаниям девять лодок во Владивостоке и три лодки в Хабаровске. Таким образом, на подготовку технической документации, постройку и транспортировку лодок в такие короткие сроки требовало колоссального напряжения и особой четкости работы всех заводов, принимавших участие в их строительстве. Острота положения заключалась в том ,что головная подводная лодка Щука»,которая являлась прототипом для новой серии лодок, находилась еще в постройке, ее механизмы и оборудование не были отработаны, и лодка в целом не была испытана.Серия подводных лодок получила название –Vсерия(первоначально-III-бис серия).

Подводные лодки V серии строили на ленинградских заводах и достраивали во Владивостоке и Хабаровске, куда эти лодки доставляли секциями по железной дороге. Секции корпусов имели стыки, заранее подготовленные для последующей клепки на месте сборки. Следует отметить, что на лодках Vсерии частично применялась электросварка при изготовлении водонепроницаемых поперечных переборок ,легких внутренних цистерн, фундаментов.

Планом строительства подводных лодок V серии постройка всех 12 лодок возлагалась на Балтийский завод. Из-за недостаточной производительной мощности корпусной группы цехов Балтийского завода ему должны были помогать в изготовлении корпусов заводы №190(две лодки) и №194(четыре лодки).Общее техническое руководство постройкой 12 подводных в пунктах достройки возлагалось также на Балтийский завод,. Заводы №194 и 190 обеспечивали в пунктах достройки своими рабочими сборку, клепку, чеканку и испытания изготовленных ими в в Ленинграде корпусов, при этом технический инструктаж этих двух заводов обеспечивал Балтийский завод. Для возможности перевозки лодки ее корпус изготавливался из восьми секций со стыками, заранее подготовленными для последующей клепки на месте сборки. При этом размеры секций выбирались с таким расчетом ,чтобы удовлетворить требования НКПС в отношении габаритности перевозимых грузов без остановки встречного движения.

Перевозка секций осуществлялась на специальных железнодорожных транспортерах .Железнодорожные составы с лодочными секциями отправлялись пассажирской скоростью. Сборка лодок и монтаж оборудования производились в двух пунктах: на Дальзаводе во Владивостоке-8 ед. и в Осиповском затоне («Остон»)Хабаровского судомеханического завода-4 ед.

Первый эшелон с секциями первой подлодки Vсерии постройки Балтийского завода был отправлен на Дальний Восток 1 июня 1932 года, т.е уже через 5 месяцев после выхода решений правительства. В течении июня-сентября 1932 всеми тремя заводами были отправлены на Дальний Восток все лодки V серии, кроме последней лодки балтийского завода, на которой производилась макетировка, и отправка которой задержалась до 7 октября 1932 года.

Не смотря на то ,что правительственный срок предъявления к испытаниям подлодок Vсерии не был выдержан – все же сдача Военно-Морскому Флоту на Дальнем Востоке в тяжелых условиях того времени восьми подлодок Vсерии в 1933 году и остальных четыре в 1934 по справедливости должна рассматриваться как большой трудовой подвиг ленинградских и дальневосточных судостроителей и коллективов предприятий – поставщиков лодочного оборудования.Это было и большим политическим событием- осенью 1933 года на Тихом океане появились советские подводные лодки.
Больше в Хабаровске подводные лодки не выпускались.Хабаровский судомеханический завод был задействован на выпуске другой продукции.Но это тема других рассказов.

«Щуки» хабаровской постройки.

"Щ-108" ("Форель")

Заложена 01.04.32 г. в Ленинграде на заводе № 189 (Балтийский судостроительный завод), заводской № 233. В 1932 г. секциями перевезена по железной дороге в Хабаровск на завод № 368 (Хабаровский судомеханический завод), где в июле 1933 г. спущена на воду. 05.04.34 г. вошла в состав Морских сил Дальнего Востока. 9 августа 1945 г. встретила в составе 11 дивизиона 4 бригады подводных лодок в Находке под командованием капитана 3 ранга Головко Владимира Ильича. В боевых действиях не участвовала.

"Щ-111" ("Карась")

Заложена 20.03.32 г. в Ленинграде на заводе № 189 (Балтийский судостроительный завод), заводской № 232. В 1932 г. секциями перевезена по железной дороге в Хабаровск на завод № 368 (Хабаровский судомеханический завод), где в июле 1933 г. спущена на воду. 13.10.34 г. вошла в состав Морских сил Дальнего Востока.

9 августа 1945 г. встретила в составе 3 отдельного дивизиона подводных лодок в Петропавловске-Камчатском под командованием капитан-лейтенанта Голованова Павла Ивановича. В боевых действиях не участвовала.

"Щ-112" ("Пескарь")

Заложена 20.03.32 г. в Ленинграде на заводе № 189 (Балтийский судостроительный завод), заводской № 231. В 1932 г. секциями перевезена по железной дороге в Хабаровск на завод № 368 (Хаборовский судомеханический завод), где в апреле 1933 г. спущена на воду. 13.10.34 г. вошла в состав Морских сил Дальнего Востока.

9 августа 1945 г. встретила в составе 3 отдельного дивизиона подводных лодок в Петропавловске-Камчатском под командованием капитан-лейтенанта Баркова Николая Петровича. В боевых действиях не участвовала.

"Щ-118" ("Кефаль")

Заложена 10.10.32 г. в Ленинграде на заводе № 189 (Балтийский судостроительный завод), заводской № 227. В 1933 г. секциями перевезена по желеной дороге в Хабаровск на завод № 368 (Хабаровский судомеханический завод), где в 1934 г. спущена на воду. 04.03.35 г. вошла в состав Тихоокеанского флота.

9 августа 1945 г. встретила в составе 8 дивизиона 3 бригады подводных лодок в Советской Гавани под командованием старшего лейтенанта Вострикова Виктора Алексеевича. 17 августа благополучно высадила разведгруппу в 15 км южнее порта Маока

"Щ-120" ("Навага")-Проект "Щ "- V-бис

Заложена 02.04.33 г. в Ленинграде на заводе № 194, заводской № 185. В 1933 г. секциями перевезена по железной дороге в Хабаровск на завод № 368 (Хабаровский судомеханический завод), где в июне 1934 г. спущена на воду. 04.03.35 г. вошла в состав Тихоокеанского флота.

9 августа 1945 г. встретила в составе 8 дивизиона 3 бригады подводных лодок в Советской Гавани под командованием капитан-лейтенанта Блюклижского Анатолия Гавриловича. В боевых действиях не участвовала.

Tags: Судостроение ДВ, Хабаровск, Хабаровские "Щуки", Хабаровский завод им.С.М.Кирова, Хабаровский край, Хабаровский судомеханический завод
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments